Заявление Общества защиты памятников «Старый Петербург» относительно нового проекта зон охраны Санкт-Петербурга

Заявление Общества защиты памятников «Старый Петербург» относительно нового проекта зон охраны Санкт-Петербурга

  • 09.12.2023

16 ноября 2023 г. на официальном сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга размещен Акт государственной историко-культурной экспертизы нового проекта зон охраны Санкт-Петербурга. В приложениях к Акту содержатся выдержки из нового проекта зон охраны Санкт-Петербурга, согласно которым предполагается существенное изменение подхода к охране исторической среды и фактически кардинальное изменение концепции важнейшего городского закона.

Проектом предусматривается разделить исторические здания, которые формируют в Санкт-Петербурге историческую среду объектов культурного наследия, на категории: «ценные средовые объекты», «средовые объекты» и «несредовые объекты», каждая из которых определена списками в 909, 6115 и 389 домов соответственно. К третьей категории, «несредовым объектам», согласно предложенному определению, отнесены дома «не соответствующие средовым характеристикам, в том числе вследствие значительного искажения исторического архитектурного решения либо изменения исторического назначения». Снос зданий третьей категории будет разрешён (не будет запрещен).

Внимательное изучение списка «несредовых объектов» не выдерживает критики. В него попали многие дома, прекрасно сохранившие свой исторический облик и формирующие историческую среду центра Санкт-Петербурга, например, Лиговский проспект 239, литера А (№ 234), Днепропетровская улица, 67, литера Ж (№ 229), Перекупной переулок, 8, литера В (№ 339), Большой Сампсониевский проспект, 29, литера Н (№ 140), Старо-Петергофский проспект 39, литера З (№ 67) и многие другие.

В список также добавлены заброшенные исторические здания, ремонт и сохранение которых является существенно важным для сохранения облика города, например, Кирочная улица, 55 литера А (№ 263), набережная Обводного канала, 62, литера А (№ 224), набережная реки Екатерингофки, 29-31, литера С (№ 150), Старо-Петергофский проспект, 17, литера Е (№47), 10-я Советская улица, 24 литера Б (№ 304) и другие.

Как удалось выяснить, отнесение целого ряда зданий к «несредовым объектам» вероятно обосновано целями освобождения пятен в историческом центре для нового строительства, например, по адресам Верейская улица, 48, литера Б (№ 57), набережная Обводного канала 61 литеры А, Б, Д (№№ 366 — 368), 6-я линия Васильевского острова 45 литеры Б, В (№№ 81, 82), Лиговский проспект 111-113-115 литеры Г, Ж, Л, Р (№№ 380 — 383), Большая Пушкарская улица 10, литеры А, З (№№ 183, 184) и другие, а также созданием условий для реализации текущих и планируемых строительных проектов, для чего предлагается считать «несредовыми» в том числе отдельные части зданий, например, Пеньковая улица, 6, литера А (№ 156), Садовая улица 66, литера Б (№ 8), набережная Макарова, 14, литера Б (№ 75), Крюкова канала набережная, 28, литера Б (№7) и другие.

Знакомство со списком демонстрирует, что вопрос «сохранности исторического облика» является субъективной характеристикой, что делает подобный подход для сохранения исторического центра Санкт-Петербурга недопустимым. Отступление от сложившегося и эффективно работающего 15 лет подхода сохранения исторической городской среды по объективной характеристике даты постройки зданий (до 1917 года) приведёт к значительным утратам исторической ткани города, а формирование некоего «списка исключений» неизбежно станет коррупциогенным фактором.

В отношении категории исторических зданий «средовые объекты» проектом закона предусмотрена возможность изменения архитектурного облика путем в том числе надстройки мансард, что также представляется недопустимым. Следуя логике разработчиков закона, надстройка и перестройка исторических зданий является основанием для перехода из «средовых» в категорию «несредовых объектов», например, Съезжинская улица, 13, литера Б (№ 168), Съезжинская улица, 36, литера Б (№ 166), набережная реки Смоленки, 5-7, литера П (№ 111), Серпуховская улица 37, литера Б (№ 58), Митрофаньевское шоссе, 2 корп. 9, литера В (№ 63) и последующего сноса. Такое регулирование практически нивелирует любые усилия по охране в Санкт-Петербурге исторической среды. 

Общество защиты памятников «Старый Петербург» отмечает, что безусловно положительным фактом было введение в свое время в 820-й закон СанктПетербурга самого понятия «историческое здание», что способствовало и способствует сохранению всей разнообразной и столь характерной для Петербурга застройки и полностью отвечает требованиям сохранения объекта Всемирного наследия, каковым является наш город. Понятие «средовое/не средовое» здание является неприемлемым в качестве правовой категории, потому что фиксирует только одну градостроительную характеристику той или иной постройки. Так в ряде случаев отсутствие признака «вписанности в среду» может не только не уменьшать ценность здания, а наоборот ее увеличивать; к тому же, предлагаемая категория не учитывает и ряд других характеристик здания, влияющих на определение его историчности.

Предложение КГИОП о введении в закон этого нового понятия и тем более уже подготовленных списков конкретных зданий требовало до направления на экспертизу предварительного обсуждения в Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, широкой профессиональной дискуссии в экспертной среде, обязательного обсуждения с градозащитным сообществом. Ничего этого сделано не было.

Считаем недопустимым принятие нового проекта зон охраны в предложенной редакции.

Принято Советом Общества защиты памятников «Старый Петербург» 06 декабря 2023 г.